VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конституционно-правовой статус края, области и города федерального значения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007507
Тема: Конституционно-правовой статус края, области и города федерального значения
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение    высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ



Факультет:

Направление:

Профиль:

Кафедра:

Права

40.03.01 Юриспруденция

Государственно-правовой

Конституционного и муниципального права



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине



Конституционное право



на тему:

Конституционно-правовой статус края, области и города федерального значения



    

     Автор работы:

                                                                                      студентка 2 курса

     группы СПЮбз-216 

                                                                                      заочной формы обучения

     Карпова С.Д

     _______________

     Проверил:

     Доцент кафедры            

     конституционного и    

     муниципального права

     к.ю.н.  Шокин С.Е.

     Оценка ___________

     «___» ________ 2018 г.

     ______________













Владимир 2018

Содержание

                                                                                                      

Введение…………………………………………………….................................3 

1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации….…....................……..5

2. Конституционно-правовой статус края, области и города федерального значения………………………………………………………………………………..12

2.1. Формы участия краев, областей и городов федерального значения в решении общефедеральных вопросов……………………………………...………..26

Заключение ………………………………………………………………..……32

Библиографический список……….....…..…..….……..…………………...….35      









































Введение



При создании действующей Конституции РФ одним из наиболее проблемных вопросов были федеративные отношения, регулируемые главой 3 основного закона.

Следует отметить, что данная проблема не случайно возникла, она имело место быть на протяжении всего развития нашего государства. Связано это с тем, что Россия является многонациональным государством.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день Российская Федерация является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Конституция 1993 года заложила правовые основы новой формы государственности – федерации. 

Единой модели данного административно-территориального устройства не существует, однако учеными было составлено доктринальное понятие федерализма. 

Федерализм в классическом его понимании — это принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.

В свою очередь федеративное государство определяется как союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

В составе Российской Федерации на 2017 год находится 85 субъектов: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 3 города федерального значения.




Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при определении конституционно-правового статуса края, области и города федерального значения как субъектов РФ.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы, устанавливающие конституционно-правовой статус края, области и города федерального значения как субъектов РФ.

Целью курсовой работы является исследование конституционно-правового статуса края, области и города федерального значения как субъектов РФ, определение проблем правового регулирования, а также поиск путей их решения.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

	1) исследовать понятие и виды субъектов Российской Федерации;

	2) исследовать конституционно–правовой статус края, области и города федерального значения;

	3) определить формы участия края, области и города федерального значения в решении общефедеральных вопросов.

Методологической базой данного исследования являются следующие методы: анализа, синтеза, сравнительный, системный, формально-юридический.

Степень научной разработанности темы. Исследованием данной темы занимались такие ученые, как М.В. Баглай, И.Н. Барциц, А.Л. Бредихин, В.В. Володин, О.Е. Кутафин, А.С. Манин, В.П. Федоров, В.Е. Чиркин, и другие авторы.

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.

















1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации



В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление "национального гнета".

Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось.

На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было смешанным.

Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации.

После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено.

Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже, по существу, унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались.

В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина "автономная", они приобрели конституционный статус "республика в составе Российской Федерации".

В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. При этом Договором было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Федерации.

В соответствии со статьей (далее – ст.) 1 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается федеративным государством. Основой ее правового статуса является Конституция РФ, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и Федеративный договор от 31 марта 1992 года.

Глава 3 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России. Ст. 65 Конституции РФ определяет наименование и виды субъектов РФ, входящих в состав РФ. Федерация России представляет собой добровольное объединение ее субъектов - национально-государственных (республик), национально-территориальных (автономная область, автономный округ) или административно-территориальных образований (край, область, город федерального значения).

Россия относится к самым многосубъектным федерациям  в мире. В ее составе вплоть до 1 декабря 2005 г. было 89 субъектов. В силу реализации конституционной нормы ч. 2 ст. 65 Конституции РФ, согласно которой принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе новых субъектов осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом, а также самого закона, принятого 17 декабря 2001 г., образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. В последующем в силу преобразований и сокращения числа автономных округов, число субъектов сократилось до 83, а в результате принятия в состав республики Крым и города федерального значения Севастополь стало 85.

В 2014 году в результате произошедших на Украине событий и в результате принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в составе Российской Федерации число субъектов увеличилось до 85.

Согласно ст. 1 Конституции РФ наше государство является федеративным. Институт федеративного устройства в значительной мере содержит нормы, регулирующие распределение предметов ведения, властных полномочий, ответственности между различными уровнями государственной власти. Конституционные основы российского федерализма закреплены в 1 главе Конституции РФ, содержащей общую характеристику конституционного строя, в том числе и основы федеративного устройства; более детально черты конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов определены в главе 3.

	Безусловно, первостепенное значение имеют принципы современной Российской Федерации, которые получили конституционное закрепление и нашли свое отражение не только в главе 3 Конституции РФ, посвященной федеративному устройству, но и в главе 1, определяющей основы конституционного права, в частности в ст. 5. В этой связи представляется необходимым остановиться на их характеристике.

Современное развитие России как федеративного государства предполагает опору на правовые ценности, положенные в основу норм Конституции РФ. Конституционно-правовые ценности довольно многоплановы. Закрепленные как основополагающие начала федеративного устройства государства, они тем не менее не сводятся только к установлению собственно принципов конституционного федерализма, но предопределяют состояние всех областей федеративных отношений. Не в последнюю очередь они формируют практический уровень решения вопросов федеративного устройства, определяют способы конструктивной региональной управляемости, предлагают рациональные пути непосредственного развития юридической практики в субъектах РФ.

Развитие конституционных идей федеративного государства в политическом опыте современной России имеет немало специфических особенностей. Однако ее равным образом не существует ни в одном из государств мира. Прежде чем был отлажен относительно устойчивый механизм федеративных отношений, базирующийся на конституционных принципах, наша страна переживала периоды, когда приходилось бороться за претворение в жизнь конституционных основ федерализма. Можно вспомнить, например, что развитие законодательства в субъектах РФ в середине 1990-х гг. характеризовалось стремлением к всемерному расширению своих прав, к их "суверенизации", что шло вразрез с конституционными принципами федерализма. Одни включали в свои конституции положения о праве выхода из состава России (Тыва); другие постановляли, что они являются государствами, лишь ассоциированными с Российской Федерацией (Татарстан); третьи провозглашали своей собственностью все природные ресурсы на территории республики (Республика Саха (Якутия), Республика Алтай); четвертые заручались особыми условиями в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, причем захватывали даже отдельные полномочия, относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации. Звучали даже заявления о том, что Конституцию РФ необходимо привести в соответствие с основными законами российских субъектов.

Во многом благодаря настойчивой ориентации политической практики на конституционные принципы российского федерализма как на общее и единое измерение политической кооперации субъектов в составе страны удалось направить ее развитие по той модели федеративного государства, которая в большей степени соответствует ее конституционным основам.

Конституционные принципы федерализма, безусловно, следует признать базовой ценностью для развития российского федерализма; именно они являются теми главными "измерениями", которые лежат в основе построения современного российского федеративного государства, его регионального развития.

Базовое содержание в этом смысле несут нормы ст. 4, 5, 11, а также гл. 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ. Нормативные положения этих статей, однако, не могут быть восприняты вне общих идей из того нормативного корпуса российской Конституции, которым регулируется построение правового демократического государства, поскольку они неотделимы, например, от принципов народовластия, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Конституционные принципы федерализма отнюдь не исключают фактического обустройства современных федеративных отношений и их дальнейшего развития на базе федеральных законов, например Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), а также других федеральных законов. Эти принципы служат наполнению федерализма, в частности таких его базовых проявлений, как:

суверенитет, обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, единство экономического пространства;

равноправие и самоопределение народов России при сохранении единого и равного гражданства на всей территории государства;

деятельность в рамках установленного разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

единство системы государственной власти при сохранении самостоятельности субъектов РФ в формировании своей системы и структуры государственных органов;

правовой паритет субъектов РФ (между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти);

цельность законодательства, основанная на верховенстве федеральной Конституции и федеральных законов и учитывающая законодательные потребности субъектов РФ.

Таким образом, следует отметить, что российский федерализм характеризуется широким разнообразием субъектов, (6 видов, 85 субъектов), которые несмотря на конституционное равноправие, в действительности не являются равными, что осложняет процесс регулирования федеративных отношений.























































2. Конституционно-правовой статус края, области и города федерального значения 



Правовой статус субъекта – это установленное правовыми нормами положение субъекта. Под правовым статусом субъекта РФ понимаются те основы его правового положения, которые урегулированы конституционными нормами, принимаемыми на двух уровнях – федеральном и субъекта РФ. Понятие статуса предполагает наличие  прав, обязанностей, гарантий и ответственности. Право субъекта – это мера возможного правомерного поведения, которая может быть реализована в тех или иных правоотношениях. К ним можно отнести следующие: - принимать законы, иные нормативно-правовые акты по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ; - участвовать в процедуре принятия поправок к Конституции РФ; - вносить в парламент РФ предложения о пересмотре, поправках и изменении Конституции РФ; - обращаться в Конституционный Суд РФ; - субъекты Федерации имеют право на сотрудничество друг с другом; - иметь свои государственные символы.

 Также Конституцией РФ закреплены обязанности субъекта, к которым относятся:

состоять в качестве субъекта РФ в составе РФ;

иметь установленное в Конституции РФ официальное наименование;

иметь представителей в Совете Федерации Федерального Собрания РФ;

иметь собственные предметы ведения.

 В Конституции РФ закреплены основные гарантии, которые призваны обеспечить юридическую и фактическую самостоятельность субъекта РФ. К числу важнейших из них относятся:

- принцип равенства субъектов, закрепленный в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ. Принято считать, что Россия является симметричной федерацией, однако Конституция РФ закрепляет и признаки ее асимметричности. Так, республики являются государствами, входящими в состав РФ, они вправе иметь свои конституции, могут устанавливать свой государственный язык, наряду с русским. Также в ч. 5 ст. 66 Конституции РФ закреплено право субъектов на изменение их статуса. В связи с этим М. Баглай задает вопрос: «Зачем изменять, если все статусы равны?», и сам же признает, что, «закрепив равноправие всех субъектов РФ, Конституция РФ все же предполагает различие их статусов, хотя это различие в Конституции РФ ясно не выражено»;

- система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами самостоятельно (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ);

- Совет Федерации формируется из представителей субъектов РФ и законодательно обозначен ряд вопросов, по которым принятые нижней палатой  законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

- границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). 

Другим важным элементом, характеризующим статус субъекта РФ, является его ответственность. Исходя из норм Конституции РФ, можно выделить следующие санкции конституционной ответственности:

- роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- отстранение от должности высшего должностного лица, главы исполнительной власти субъекта РФ;

- временное изъятие или приостановление отдельных полномочий высшего органа государственной власти (должностного лица) субъекта РФ.

В ч. 5 ст.66 Конституции РФ закрепляется следующее: «Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом». Проблема изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ является одной их важнейших в вопросах российского федерализма. Это связано, в первую очередь, с недостаточной проработкой процедуры реализации положений данной статьи в жизнь, а также с недостатками законодательного регулирования, которое обеспечивает в настоящее время такую реализацию.

Существуют различные подходы к пониманию категории «изменение статуса субъекта». В частности, Н.А. Михалева под изменением статуса субъекта РФ понимает переход из одного вида в другой. А.Н. Лебедев понимает это как  переход субъекта РФ из одного вида в другой в рамках перечня видов, предусмотренных Конституцией РФ. Иной подход предлагает С.А. Авакьян. Он выделяет несколько способов: преобразование субъекта из одного вида в другой путем упразднения субъекта, в том числе путем включения его в состав другого субъекта; прямое вхождение в состав РФ с выходом из соответствующего края, области; вхождение субъекта в состав другого субъекта РФ.  ФКЗ «О порядке принятии в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» предусматривает 2 способа образования нового субъекта РФ: путем принятия в состав РФ иностранного государства или его части, а также путем объединения двух, граничащих между собой субъектов РФ.

Изменение конституционно-правового статуса некоторых субъектов является затруднительным. Например, Еврейская автономная область не только не может стать основой для образования нового субъекта РФ, но и не может быть преобразована в другой субъект РФ. Это приведет к прекращению существования автономной области, и к изменению ст. 5 Конституции РФ. Ограничения имеются и у субъекта РФ, имеющего статус города федерального значения, так как иные субъекты РФ не могут приобрести данный статус, в силу специфики его территориального устройства.

Особенности правового статуса краев. Переходя к характеристике конституционно-правового статуса краев, следует отметить, что края наряду с областями и городами федерального значения обособлены в отдельную группу.

По действующей Конституции РФ в состав современной Федерации в России входят 9 краев, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Следует отметить, что исходя из положений ч. 2 ст. 5 Основного закона края, области и города федерального значения имеют свои устав и законодательство. Назначение уставов состоит в том, что они определяют правовой статус субъекта РФ, организацию органов государственной власти субъекта, а также механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина на территории субъекта.

Специфика рассматриваемых субъектов также заключается в том, что они образуют однородную группу не случайно, а в силу того, что при их создании не учитывался национальный фактор, в отличие, например, от республик, автономий.

При этом общий анализ правового статуса, в том числе полномочий краев, областей и городов федерального значения, не позволяет говорить о наличии существенных отличий, пусть некоторые особенности все же существуют.

По действующей Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входит 6 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский). В 1991 - 1992 гг. все автономии вышли из состава краев. Cовременные края сохранили свое название по традиции.

Края могут являться участниками международных и внешнеэкономических отношений с другими субъектами РФ, и эта деятельность не должна противоречить федеральной Конституции и законам РФ.

Cтатус края может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев устанавливается порядок изменения их статуса. 

Так, по Государственному Уставу Краснодарского края лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме.

Края обладают значительной частью учредительной власти. В качестве основного закона данных субъектов выступает устав, который регулирует основные вопросы организации государственной власти и иные положения.

Края образуют органы государственной власти, деятельность которых регламентируется Конституцией РФ, а также уставами. Государственную власть в субъектах осуществляется законодательными (представительными) органами. Их наименование может быть разным: Государственная Дума (ставропольского края); краевая Дума (Приморский край. В соответствии с ч.2 ст.95 Конституции РФ в Совет Федерации входят два представителя от краев, областей, городов федерального значения, что обеспечивает их участие в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Так же края и области имеют свои административные центры.

Края имеют также административные центры, которые по статусу близки столицам республик в составе Российской Федерации. Например, в Уставе Забайкальского края указано, что административным центром (столицей) края и местом нахождения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти края является город Чита (ч. 5 ст. 7 Устава). Административным центром Кемеровской области является город Кемерово (ч. 5 ст. 2 Устава Кемеровской области).

Особенности правового статуса областей. Понятие области в конституционном праве следует понимать как часть территории государства. В дореволюционной России областями признавались административно-территориальные единицы, которые были расположены на окраинах империи, а также в местах проживания казачества. Область входила в состав генерал-губернаторств и тех краев, которые имели статус генерал-губернаторств. Управление областью (за некоторыми исключениями) осуществляла администрация, подчиненная ведомству Военного министра.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в качестве одного из принципов федеративного устройства является разграничение предметов ведения и полномочий.

Исходя из этого, существует три вида разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ:

-исключительное ведение РФ;

-совместное ведение РФ;

-остаточная компетенция субъектов РФ;

К совместному ведению согласно Конституции РФ относится: обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области Конституции РФ и федеральными законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы законодательного регулирования; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами и т.д.

Рассматриваемые субъекты РФ вправе принимать свои нормотворческие правовые акты по вышеперечисленным вопросам в пределах своей компетенции, которая часто устанавливается в федеральном законе, регулирующем определенный вопрос. 

Федеральные органы государственной власти направляют свои законопроекты по вопросам совместного ведения в области для обсуждения, анализа и представления поправок. 

Все вопросы, не входящие в исключительную компетенцию федеральных органов власти или совместную компетенцию последних и органов государственной власти субъектов РФ регулируются органами государственной власти субъекта РФ. 

Например, в соответствии со ст. 5 Устава Иркутской области, принятого постановлением Законодательного собрания Иркутской области 15 апреля 2009 г. № 9/5-ЗC в ведении области находится: принятие и изменение Устава Иркутской области, законов Иркутской области, иных правовых актов Иркутской области, контроль за их соблюдением; административно-территориальное устройство Иркутской области; установление системы органов государственной власти Иркутской области и иных государственных органов Иркутской области; государственная собственность Иркутской области и управление ею; областной бюджет и др. 

Cтоит упомянуть что края, области могут быть участниками  международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. 

В связи с анализом конституционно-правового статуса областей и краев необходимо отметить определенную асимметрию в их правовом положении.

Так, под асимметрией конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства следует понимать наличие в составе федерации субъектов, имеющих различный конституционно-правовой статус. 

Причиной асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации являются особенности создания и развития. Cложный территориально-этнический состав России обусловливал необходимость удовлетворения в том или ином виде стремления нерусских народов к самоопределению. Поэтому, федерализация всегда рассматривалась в России, в первую очередь, как способ решения национальной проблемы. При этом черты асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 года, преимущественно связаны с сохранившимися в ходе осуществления федерализации России особенностями правового статуса бывших автономных образований в ее составе (республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов), города федерального значения Москвы – столицы Российской Федерации, а также с возможностью разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на основании договоров.

Cтатус области может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующей области согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах областей устанавливается порядок изменения их статуса.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Cовет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. 

Области обладают значительной частью учредительной власти. В качестве основного закона данных субъектов выступает устав, который регулирует основные вопросы организации государственной власти и иные положения.

Уставы по своей структуре и содержанию идентичны конституционным актам, однако статус документа не совсем определен. Так, в Белгородской области Устав имеет силу закона области; в Тверской области Устав утвержден Постановлением Законодательного собрания; в Псковской области Основной Закон именуется Уставом без указания на статус этого акта. Представляется, что Устав является высшим и единственным документом такого рода в субъекте Федерации, поэтому имеет статус в соответствии со своим наименованием, а именно Уставом, а не каким-либо иным актом.

Области, как края и города федерального значения, не являются государствами и в своих уставах чаще всего именуются просто субъектами Российской Федерации. Согласно ст. 2 Устава (Основного Закона) Оренбургской области "Оренбургская область - равноправный субъект Российской Федерации". Здесь же, в статье 4, сказано: "На территорию Оренбургской области распространяется суверенитет Российской Федерации". Статья 1 Устава (Основного Закона) ставропольского края указывает, что ставропольский край является равноправным субъектом Российской Федерации, ее неделимой частью и не имеет права выхода из состава Российской Федерации.

Таким образом, субъекты прямо указывают на свою неразрывную связь с Российской Федерацией, что отличает их от положения республик.

Данные субъекты также имеют свою территорию, и уставы устанавливают территориальное деление с определением статуса территориальных образований. 

Области имеют свою символику (герб, флаг и гимн).

Области имеют также административные центры, которые по статусу близки столицам республик в составе Российской Федерации.

Края, области и города федерального значения являются субъектами международных отношений. Так, ст. 75 Устава города Москвы гласит: город Москва имеет право на установление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом, участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации.

Различие в статусе городов федерального значения по сравнению с краями и областями все же имеется. Эти различия отразились в Протоколе Федеративного договора 1992 г., который уточнил отдельные положения Федеративного договора в отношении именно краев и областей. В частности, к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев и областей отнесены: а) разграничение государственной собственности на территории края, области; б) установление общих принципов бюджетной системы, налогообложения в Российской Федерации; в) изменение границ краев и областей.

Области образуют органы государственной власти, деятельность которых регламентируется Конституцией РФ, а также уставами. Государственную власть в субъектах осуществляется законодательными (представительными) органами. Их наименование может быть разным: областная Дума (Саратовская область), Собрание депутатов Амурской области. В соответствии с ч.2 ст.95 Конституции РФ в Совет Федерации входят два представителя от краев, областей, городов федерального значения, что обеспечивает их участие в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Так же края и области имеют свои административные центры.

Области могут являться участниками международных и внешнеэкономических отношений с другими субъектами РФ, и эта деятельность не должна противоречить федеральной Конституции и законам РФ. 

В соответствии с ч.5 ст.66 Конституции РФ  статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ.  Некоторые края и области устанавливают свой порядок изменения статуса. Например, в Уставе Костромской области определено, что условием изменения статуса Костромской области является волеизъявление граждан, проживающих на территории Костромской области, выраженное посредством референдума.

 Еще одним элементом конституционно-правового статуса областей является то, что они имеют свою символику. Следует сказать, что законы о символах некоторых субъектов РФ противоречат нормам Конституции РФ и федеральному законодательству.

Так, например, на флаге Пензенской области изображен лик Иисуса Христа, именуемый в Законе о флаге Спасом Нерукотворным. Использование религиозных образов в официальной символике субъектов РФ противоречит основам конституционного строя РФ, в частности ст. 14, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Нахождение подобных изображений на официальных символах в правовом, светском, многонациональном и многоконфессиональном государстве недопустимо.

В Конституции РФ, Федеративном договоре и уставах краев, областей и городов федерального значения закрепляются предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. В соответствии с Уставом Костромской области к исключительному ведению относятся вопросы:

1) принятия и изменения Устава Костромской области, законов Костромской области и иных правовых актов Костромской области, контроль за их соблюдением;

 2) защита прав и законных интересов Костромской области;

 3) административно-территориальное устройство Костромской области;

4) социально-экономическое развитие Костромской области;

5) установление системы органов государственной власти Костромской области и другие вопросы.

Особенности правового статуса городов федерального значения. Города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – являются полноправными субъектами Российской Федерации. Такой конституционный статус субъектов существует только в Российской Федерации. В некоторых федеративных государствах столичные города наделяются статусом федерального округа - территориал.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44